ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Тестирование является одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний по курсу «Социология и политология». Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания. Тестирование можно проводить в процессе проверки остаточных знаний студентов, разбивая тесты на несколько вариантов.

Тесты охватывают все темы учебного курса «Социология и политология». Всего студентам предлагается ответить на тестовые вопросы по 17 темам. Студенту предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.

Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в процессе  обучения. Например, после изучения нескольких тем студентам предлагаются соответствующие тесты. В этом случае преподаватель сам устанавливает, за какое количество вопросов, какую оценку он будет выставлять. 

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

1. Какая наука стала основой для появления социологии?

          а) история;

          б) философия;

          в) политология;

          г) экономика.

2. Что является объектом изучения социологии?

     а) человеческая история;

     б) человек;

     в) человеческое общество;

     г) человеческое сознание.

3. Кто ввел в научный оборот термин «теории среднего уровня»?

     а) Р.Мертон;

     б) М.Вебер;

     в) Э.Дюркгейм;

     г) Т.Парсонс.

4. Что включает в себя социологический метод опроса?

     а) наблюдение;

     б) интервью;

     в) анализ документов;

     г) экспериментальную оценку.

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1. Основоположником социологии считается:

     а) Э.Дюркгейм;

     б) О.Конт;

     в) К.Маркс;

     г) И.Кант.

2. Видным представителем психологического направления в русской социологии Х1Х века был:

    а) Н.К.Михайловский;

    б) Г.В.Плеханов;

    в) Л.И.Петражицкий;

    г) Л.И.Мечников.

3. Античный мыслитель Аристотель к «неправильным» формам государственного устройства относил:

     а) демократию;

     б) аристократию;

     в) монархию;

     г) политию.

4. Определите, кому из мыслителей может принадлежать следующее высказывание: Естественное состояние – это «война всех против всех»:

     а) Ф.Аквинскому;

     б) М.Веберу;

     в) Т.Гоббсу;

     г) Н.Макиавелли.

5. К какому из направлений русской политологии принадлежал Б.Н.Чичерин?

     а) анархизму;

     б) либерализму;

     в) социализму;

     г) народничеству.

6. Какое из приведенных высказываний принадлежит представителям марксистского учения?

     а) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;

     б)  «Там, где начинается политика, кончается мораль»;

     в) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствии с идеей государства»;

     г)  «Политика есть прежде всего сфера взаимоотноше-ний между классами».

 

Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЯ СИСТЕМА

 

1. Что отличает человеческое общество от космически-природных явлений?

     а) инстинкт;

     б) интеллект;

     в) интуиция.

2. Когда возникло сложное общество?

     а) 4-5 млрд. лет назад;

     б) 2-3 млн. лет назад;

     в) 40-50 тыс. лет назад;

     г) 6-10 тыс. лет назад.

3. Кто предложил термин «социальный институт»?

     а) Р.Бейлз;

     б) Ф.Шилз;

     в) Ю.Левада;

     г) Г.Спенсер.

4. Какой социальный институт является первичным?

     а) политическпй;

     б) экономический;

     в) семейный;

     г) религиозный.

 

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Какие основные черты, характеризующие социальные группы, выделил американский социолог Роберт Мертон?

     а) определенные способ взаимодействия, членство, самоидентификация;

     б) определенный способ взаимодействия, членство, групповая идентичность;

     в) родственные связи, групповая идентичность;

     г) взаимная ответственность, групповая идентичность.

2. Социальная группа обеспечивает удовлетворение эмоциональных потребностей ее членов. Как называется данная функция?

     а) функция социализации;

     б) инструментальная;

     в) экспрессивная;

     г) функция социальной поддержки.

3. Выявите ошибочное суждение:

     а) организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей;

     б) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов;

     в) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам, а не умению выполнять определенные функции;

     г) организации присуще наличие координирующего и управляющего органов.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

1.  К слагаемым социальной стратификации относятся:

     а) власть, престиж, доход;

     б) возраст, национальность, доход;

     в) доход, престиж, место проживания.

2. К открытому обществу относятся:

     а) рабство;

     б) сословия;

     в) классы;

     г) касты;

     д) рабство и касты.

3. К факторам индивидуальной мобильности относятся:

     а) уровень полученного образования;

     б) социальные революции;

     в) физические и умственные способности;

     г) внешние данные;

     д) национальность.

4. Кого считают родоначальником теории стратификации:

     а) П.Сорокина;

     б) К.Маркса;

     в) М.Вебера;

     г) Т.Парсонса;

     д) Р.Дарендорфа.

5. Какой класс определяет стабильность и динамизм общества:

     а) высший;

     б) средний;

     в) низший;

     г) средний и низший;

     д) высший и средний.

 

 

 

 

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1. Какие основные виды социальных контактов предшествуют социальному действию?

     а) пространственные контакты;

     б) контакты заинтересованности и контакты обмена;

     в) контакты обмена;

     г) пространственные контакты, контакты заинтересован-ности и контакты обмена. 

2. Какой из видов социального действия является наиболее массовым?

     а) целенаправленное;

     б) ценностно-рациональное;

     в) аффективное;

     г) традиционное.

3. Определите последовательность процесса формирования социальных взаимосвязей:

     а) от социального контакта к социальному действию;

     б) от социального контакта к социальному действию и к социальному взаимодействию;

     в) от социального действия к социальному взаимодействию.

4. В социологии существует ряд теорий, раскрывающих причины девиантного поведения. Какая из них объясняет рост девиации разложением системы ценностей, социальных институтов, обусловленных кризисом всего общества?

     а) теория культурного переноса;

     б) теория аномии;

     в) теория ситматизации;

     г) теория физических типов.

5. Назовите основные формы негативной девиации:

     а) преступность, наркомания, пьянство; самопожертвование; сверхтрудолюбие;

     б) преступность, пьянство и алкоголизм; наркомания, проституция, азартные игры; самоубийство;

     в) преступность, пьянство и алкоголизм, обостренное чувство жалости; азартные игры.

 

Тема 7.  ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

1.      В определение социального статуса входит:

а) материальный доход человека;

б)  гражданство человека;

в) профессия человека;

г) социальное положение человека;

д) семейное положение человека.

2. Статусный набор это:

     а) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу;

     б) совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду;

     в) совокупность всех статусов, существующих в обществе;

     г) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида;

     д) определение целей, конкр6етные способы достижения этих целей.

3. Кому из исследователей принадлежит вывод: «Каждый человек строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других лиц, с которыми он вступает в контакт. Для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы используем представления других о нас самих как зеркало»?

     а) З.Фрейду;

     б) М.Веберу;

     в) Ч.Кули;

     г) К.Марксу;

     д) Э.Дюркгейму.

4. Какой тип семей преобладает в современных социальных системах:

     а) расширенные (сложные);

     б) нуклеарные (простые);

     в) полигамные;

     г) экзогамные (запрещающие брак с родственниками);

     д)  эндогамные (разрешающие брак с людьми одной и той же группы).

5. Назовите главного агента первичной социализации личности:

     а) государство;

     б) семья;

     в) этническая группа;

     г) СМИ;

     д) профессиональный коллектив.

 

Тема 8.КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

1. К базисным элементам культуры относятся:

     а) язык, ценность, культурная норма;

     б) язык, ценность, табу;

     в) обычай, мораль, религия, право;

     г) ценность, культурная норма, социальный контроль.

2. Какие формы культуры различают в зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов?

     а) элитарную, народную, массовую;

     б) материальную, духовную;

     в) доминирующую культуру, субкультуру, контр- культуру;

     г) национальную, мировую.

3. Какая культура интересна для социологии в первую очередь?

     а) материальная;

     б) духовная;

     в) национальная;

     г) мировая.

4. Какой вид культуры обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями?

     а) элитарная;

     б) народная;

     в) массовая;

     гонтркультура.

5. Народная культура включает:

     а) изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу;

     б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы;

     в) популярную и эстрадную музыку, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные «сенсации» и т.д.

     г) строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

 

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

 

1. Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. Какие основные направления и формы движения общества выделяют социологи?

     а) прогресс и регресс; эволюция, реформы, революция;

     б) прогресс; реформы и революция;

     в) социальные изменения; прогресс и регресс;

     г) прогресс и регресс; эволюция и реформы.

2. Социологи рассматривают социальные изменения в странах третьего мира с двух точек зрения – теории модернизации и теории мировой системы. Какие принципиальные различия в содержании этих теорий?

     а) теория модернизации базируется на сходствах в процессе политического и экономического развития, а теория мировой системы исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь пройденный западными странами;

     б) нет принципиальных различий;

     в) теория модернизации исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными государствами, а сущность теории мировой системы состоит в том, что для всех обществ есть только один доминирующий путь развития, тот, которыми шли западные страны.

3. Какой источник конфликтов признается в социологии универсальным?

     а) социальное неравенство;

     б) наличие противоположных ориентаций;

     в) идеологические причины;

     г) несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон;

     д) несовершенство человеческой психики.

4. Когда социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений?

     а) когда он вовремя пресекается;

     б) когда он предупреждается;

     в) когда присутствует продвижение конфликта к разрешению;

5. Последствия социальных конфликтов можно подразделить на:

     а) интегративные и дезинтегративные;

     б) интегративные;

     в) дезинтегративные.

 

Тема 10. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

1. Когда политология оформилась как самостоятельная наука?

     а) 40-е годы ХІХ в.;

     б) 40-е годы ХХ в.;

     в) 20-е годы ХХ в.;

     г) 70-е годы ХІХ в.

2. Что является объектом изучения политологии?

     а) политическая сфера общественной жизни;

     б) социальные интересы;

     в) общественное мнение;

     г) общественные организации.

3. Какая функция политологии обеспечивает прирост знаний в политической реальности?

     а) познавательная;

     б) прогностическая;

     в) нормативно-ценностная;

     г) рационализации политической  жизни.

4. Какой из методов политологии является прогностическим?

     а) исторический;

     б) системно-функциональный;

     в) сравнительный;

     г) факторный анализ;

     д) политическая аналитика;

     е) политическое моделирование.

5. Какой из методов политологии акцентирует внимание на политических явлениях и процессах во времени и пространстве?

     а) исторический;

     б) системно-функциональный;

     в) сравнительный;

     г) факторный анализ;

     д) политическая аналитика;

     е) политическое моделирование.

 

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

1. В чем заключается сущность власти?

     а) в праве подчиняться;

     б) в праве повелевать;

     в) в праве просить;

     г) в праве договариваться.

2. Что включают в себя силовые ресурсы политической власти?

     а) материальные ценности;

     б) слои населения;

     в) армию;

     г) комплекс страха.

3. Что лежит в основе традиционного типа легитимности политической власти?

     а) обычай;

     б) закон;

     в) индивидуальные способности правителя;

     г) определенная историческая ситуация.

4. Для какого политического режима характерен плюрализм?

     а) для авторитаризма;

     б) для демократии;

     в) для тоталитаризма;

     г) для фашизма.

 

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

1. По мнению Г.Алмонда, к базовой функции политических систем – функции «вывода» относится:

     а) контроль за соблюдением норм;

     б) артикуляция интересов;

     в) политическая социализация;

     г) политическая коммуникация.

2. Г.Алмонд разработал типологию политических систем. Он выделил следующие типы:

     а) англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный и частично индустриальный, тоталитарный;

     б) тоталитарный, авторитарный, демократический;

     в) традиционные, харизматические, рациональные;

     г) народные, бюрократические, согласительные, мобилизационные.

3. Что из следующего является главным и необходимым условием существования демократической политической системы?

     а) выборность органов местного самоуправления;

     б) наличие политических партий;

     в) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти для политических лидеров;

     г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.

4. Континентально-европейский тип политической системы отличается:

     а) наличием в обществе разных политических культур;

     б) двухпартийной системой;

     в) президентской формой правления;

     г) мобилизационной экономикой.

 

Тема 13. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

 

1. Назовите признаки государства, определяющие его как особую форму организации политической власти, осуществляющую управление обществом:

     а) единая территория, население, власть, налоги;

     б) территория, население, власть, суверенитет;

     в) единая территория, население, власть, суверенитет, наличие права, налоги;

     г) территория, население, налоги.

2. На основании какого критерия все государства в мире подразделяются на монархии и республики?

     а) функциональная направленность государства;

     б) политический режим;

     в) способ организации высшей власти;

     г) устойчивость социально-политической жизни.

3. Какая главная особенность республиканской формы правления?

     а)  во главе республики президент;

     б) во главе республики выборный парламент;

     в) формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов.

4. Какой тип государства по национально-террито-риальному устройству преобладает в современном мире?

     а) унитарный;

     б) федеративный;

     в) конфедеративный;

     г) унитарно-федеративный;

     д) союзный.

5. Гражданское общество это –

     а) общество граждан;

     б) этическое сообщество, живущее вне политики, по естественным законам;

     в) совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на не воздействовать, общество автономных субъектов.

6. Когда впервые возникло гражданское общество?

     а) существовало всегда;

     б) в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США;

     в) в конце ХХ века.

    

Тема 14. ПАРТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

1. Политическая партия - это

     а) организация, образ действий которой направлен на достижение определенных целей  в отношениях людей между собой;

     б) институт, анализирующий совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни;

в) форма участия в делах государства, в определении его задач и содержания деятельности;

г) достаточно  устойчивое общественное объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами, убеждениями, целями и идеалами, выражающее политическую волю определенной социальной группы общества или всего общества и ставящее пред собой задачу овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих программ.

2. Функция партии как участника  осуществления государственной власти:

     а) выявление и обоснование интересов социальных групп общества, доведение их до сведения государственных органов и органов местного самоуправления;

     б) отражение интересов социальных групп общества в политической идеологии и программе, развитие и уточнение политической доктрины;

     в) социально-политическое просвещение, разъяснение массам сложившейся в обществе ситуации, внутренней и внешней политики государства, действий политических лидеров, других участников политического процесса и предлагаемой партией платформы действий, формирование у граждан убеждений на основе партийной идеологии;

     г) исполнение  полномочий публичной власти в функционирующих органах .         

3. Институционализация политических партий совершается

     а) на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов, которые определяют статус  организации в обществе;

     б) на базе спонсорской помощи различных акционерных обществ, физических и юридических лиц;

     в) на основе  решений ООН, ЮНЕСКО;

     г) ни один из ответов не верен.

4. Многопартийная система представлена

     а) «квазимногопартийностью»; монопартийностью;

     б) монопартийностью; бипартизмом;

     в) системой доминантной партии; мультипартийностью, бипартизмом.

 

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

1. Объектом политических отношений являются:

     а) материальные блага (деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.д.);

     б) нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его свобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и т.д.);

     в) политическая власть, главным образом институты политической власти, связанные с ними политические ценности;

     г) культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда (произведения литературы и искусства, изобретения, научные открытия, результаты духовного творчества, социального и бытового обслуживания и т.д.).

2. Какие типы политических процессов выделил немецкий социолог фон Визе?

     а) объединяющие и разделяющие людей;

     б) массовые и элитные;

     в) внутри- и внешнеполитические;

     г) воспроизводящие, стабилизационные, преобразующие.

3. Какой из видов политического кризиса означает фактическое прекращение Основного закона страны из-за утраты его легитимности?

     а) правительственный;

     б) парламентский;

     в) конституционный;

     г) внешнеполитический;

     д) общенациональный.

4. Самым распространенным средством достижения примирения сторон является:

     а) отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов;

     б) применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам;

     в) достижение компромисса между конфликтующими сторонами;

     г) переговоры.

 

Тема 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

1.   Какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в политическую элиту?

     а) те, кто может быть примером поведения для других;

     б) те, кто благодаря престижу нормативно определяет поведение людей;

     в) те, кто участвует в нормотворчестве;

     г) те, кто обладает обширными знаниями;

     д) те, кто обладает влиянием на процесс принятия решений.

2. Какой способ существования политической элиты можно считать наиболее оптимальным для развития общества?

     а) «увековечение» без обновления (Г.Моска);

     б) увековечение» с обновлением (Г.Моска);

     в) чистое обновление (Г.Моска);

     г) острое противоборство кандидатов в политическую элиту;

     д) отбор в элиту по социально-классовой принадлежности.

3.      Какой тип лидерства выделен М.Вебером?

     а) авторитарный;

     б) харизматический;

     в) активно-позитивный;

     г) депрессивный.

4. Выделите функцию, отражающую сущность политического лидерства:

     а)  лидер направляет и организует действия группы для удовлетворения групповых потребностей;

     б) политический лидер отражает определенные политические настроения, обыденное сознание связывает с ним свои надежды;

     в) ориентация социальных групп на политическое уничтожение своих противников;

     г) удовлетворение притязаний нескольких групп населения;

     д) превращение целей и задач, стоящих перед обществом в конкретные программы и действия.

5. Выделите правовую основу механизма политического лидерства:

     а) устав общественной организации;

     б) религиозные предписания;

     в) нравственные нормы;

     г) устав политической партии;

     д) лидерская программа.

 

Тема 17. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. Классическое определение «баланса силы»:

     а) описывает его как «метод сохранения стабильности в отношениях между государствами;

     б) объясняет, что мир может быть достигнут только при силовом равновесии между конфликтующими государствами;

     в) подразумевает, что периодически возникают очаги вооруженных конфликтов и войн;

     г) все из названного.

2. Геополитика представляет собой:

     а) «экстрасоциетальную» среду МО;

     б) взаимосвязь между державной политикой государства и той географической средой, в рамках которой она осуществляется;

     в) псевдонаучный неологизм, служащий для попыток оправдания стремлений к изменению европейского порядка, как орудие в борьбе за власть, пропагандистский инструмент;

     г) совокупность материальных и духовных ресурсов государства, его потенциал, позволяющий ему добиваться своих целей на международной арене.

3. Основными признаками международных акторов являются:

     а) важное и длительное влияние на МО;

     б) участие в международных организациях;

     в) самостоятельность в принятии политических решений;

     г) признание со стороны других международный акторов.

4. И.Валлерстайн является автором:

     а) теории «баланса сил»;

     б) термина «национальный интерес»;

     в) мир-системной теории;

     г) типологии международных систем.

5. М.Каплан предложил выделить следующие типы международных систем (отметить неверное):

     а) жесткая биполярная система;

     б) система баланса сил;

     в) имперская система;

     д) иерархическая система.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001.

2. Глухова А.В. Политические процессы и политические процедуры. Воронеж: ВГУ, 2000.

3. История социально-политической мысли: Учеб. пособиеод ред. В.В.Глотовой. Воронеж: ВГТУ, 2000.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001.

6.  Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2002.

7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

8. Политология. Учеб. пособие для технических университетовод ред. М.А.Василика. СПб., 1999.

9. Политология: Учеб. пособиеод ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2004.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.., 2002.

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Политология. Учеб. пособие для вузов /Под ред А.А.Радугина. М., 2000.

13. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузовтв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

14. Социология: Учеб. пособиеод ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2003.

15. Современные международные отношения. Учебникод ред. А.В.Торкунова. М., 2000.

16. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб пособие для вузов. М., 2000.

Hosted by uCoz