ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тестирование является одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний по курсу «Социология и политология». Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания. Тестирование можно проводить в процессе проверки остаточных знаний студентов, разбивая тесты на несколько вариантов.
Тесты охватывают все темы учебного курса «Социология и политология». Всего студентам предлагается ответить на тестовые вопросы по 17 темам. Студенту предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в процессе обучения. Например, после изучения нескольких тем студентам предлагаются соответствующие тесты. В этом случае преподаватель сам устанавливает, за какое количество вопросов, какую оценку он будет выставлять.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
1. Какая наука стала основой для появления социологии?
а) история;
б) философия;
в) политология;
г) экономика.
2. Что является объектом изучения социологии?
а) человеческая история;
б) человек;
в) человеческое общество;
г) человеческое сознание.
3. Кто ввел в научный оборот термин «теории среднего уровня»?
а) Р.Мертон;
б) М.Вебер;
в) Э.Дюркгейм;
г) Т.Парсонс.
4. Что включает в себя социологический метод опроса?
а) наблюдение;
б) интервью;
в) анализ документов;
г) экспериментальную оценку.
Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Основоположником социологии считается:
а) Э.Дюркгейм;
б) О.Конт;
в) К.Маркс;
г) И.Кант.
2. Видным представителем психологического направления в русской социологии Х1Х века был:
а) Н.К.Михайловский;
б) Г.В.Плеханов;
в) Л.И.Петражицкий;
г) Л.И.Мечников.
3. Античный мыслитель Аристотель к «неправильным» формам государственного устройства относил:
а) демократию;
б) аристократию;
в) монархию;
г) политию.
4. Определите, кому из мыслителей может принадлежать следующее высказывание: Естественное состояние – это «война всех против всех»:
а) Ф.Аквинскому;
б) М.Веберу;
в) Т.Гоббсу;
г) Н.Макиавелли.
5. К какому из направлений русской политологии принадлежал Б.Н.Чичерин?
а) анархизму;
б) либерализму;
в) социализму;
г) народничеству.
6. Какое из приведенных высказываний принадлежит представителям марксистского учения?
а) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;
б) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;
в) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствии с идеей государства»;
г) «Политика есть прежде всего сфера взаимоотноше-ний между классами».
Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЯ СИСТЕМА
1. Что отличает человеческое общество от космически-природных явлений?
а) инстинкт;
б) интеллект;
в) интуиция.
2. Когда возникло сложное общество?
а) 4-5 млрд. лет назад;
б) 2-3 млн. лет назад;
в) 40-50 тыс. лет назад;
г) 6-10 тыс. лет назад.
3. Кто предложил термин «социальный институт»?
а) Р.Бейлз;
б) Ф.Шилз;
в) Ю.Левада;
г) Г.Спенсер.
4. Какой социальный институт является первичным?
а) политическпй;
б) экономический;
в) семейный;
г) религиозный.
Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
1. Какие основные черты, характеризующие социальные группы, выделил американский социолог Роберт Мертон?
а) определенные способ взаимодействия, членство, самоидентификация;
б) определенный способ взаимодействия, членство, групповая идентичность;
в) родственные связи, групповая идентичность;
г) взаимная ответственность, групповая идентичность.
2. Социальная группа обеспечивает удовлетворение эмоциональных потребностей ее членов. Как называется данная функция?
а) функция социализации;
б) инструментальная;
в) экспрессивная;
г) функция социальной поддержки.
3. Выявите ошибочное суждение:
а) организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей;
б) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов;
в) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам, а не умению выполнять определенные функции;
г) организации присуще наличие координирующего и управляющего органов.
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
1. К слагаемым социальной стратификации относятся:
а) власть, престиж, доход;
б) возраст, национальность, доход;
в) доход, престиж, место проживания.
2. К открытому обществу относятся:
а) рабство;
б) сословия;
в) классы;
г) касты;
д) рабство и касты.
3. К факторам индивидуальной мобильности относятся:
а) уровень полученного образования;
б) социальные революции;
в) физические и умственные способности;
г) внешние данные;
д) национальность.
4. Кого считают родоначальником теории стратификации:
а) П.Сорокина;
б) К.Маркса;
в) М.Вебера;
г) Т.Парсонса;
д) Р.Дарендорфа.
5. Какой класс определяет стабильность и динамизм общества:
а) высший;
б) средний;
в) низший;
г) средний и низший;
д) высший и средний.
Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Какие основные виды социальных контактов предшествуют социальному действию?
а) пространственные контакты;
б) контакты заинтересованности и контакты обмена;
в) контакты обмена;
г) пространственные контакты, контакты заинтересован-ности и контакты обмена.
2. Какой из видов социального действия является наиболее массовым?
а) целенаправленное;
б) ценностно-рациональное;
в) аффективное;
г) традиционное.
3. Определите последовательность процесса формирования социальных взаимосвязей:
а) от социального контакта к социальному действию;
б) от социального контакта к социальному действию и к социальному взаимодействию;
в) от социального действия к социальному взаимодействию.
4. В социологии существует ряд теорий, раскрывающих причины девиантного поведения. Какая из них объясняет рост девиации разложением системы ценностей, социальных институтов, обусловленных кризисом всего общества?
а) теория культурного переноса;
б) теория аномии;
в) теория ситматизации;
г) теория физических типов.
5. Назовите основные формы негативной девиации:
а) преступность, наркомания, пьянство; самопожертвование; сверхтрудолюбие;
б) преступность, пьянство и алкоголизм; наркомания, проституция, азартные игры; самоубийство;
в) преступность, пьянство и алкоголизм, обостренное чувство жалости; азартные игры.
Тема 7. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. В определение социального статуса входит:
а) материальный доход человека;
б) гражданство человека;
в) профессия человека;
г) социальное положение человека;
д) семейное положение человека.
2. Статусный набор это:
а) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу;
б) совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду;
в) совокупность всех статусов, существующих в обществе;
г) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида;
д) определение целей, конкр6етные способы достижения этих целей.
3. Кому из исследователей принадлежит вывод: «Каждый человек строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других лиц, с которыми он вступает в контакт. Для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы используем представления других о нас самих как зеркало»?
а) З.Фрейду;
б) М.Веберу;
в) Ч.Кули;
г) К.Марксу;
д) Э.Дюркгейму.
4. Какой тип семей преобладает в современных социальных системах:
а) расширенные (сложные);
б) нуклеарные (простые);
в) полигамные;
г) экзогамные (запрещающие брак с родственниками);
д) эндогамные (разрешающие брак с людьми одной и той же группы).
5. Назовите главного агента первичной социализации личности:
а) государство;
б) семья;
в) этническая группа;
г) СМИ;
д) профессиональный коллектив.
Тема 8.КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
1. К базисным элементам культуры относятся:
а) язык, ценность, культурная норма;
б) язык, ценность, табу;
в) обычай, мораль, религия, право;
г) ценность, культурная норма, социальный контроль.
2. Какие формы культуры различают в зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов?
а) элитарную, народную, массовую;
б) материальную, духовную;
в) доминирующую культуру, субкультуру, контр- культуру;
г) национальную, мировую.
3. Какая культура интересна для социологии в первую очередь?
а) материальная;
б) духовная;
в) национальная;
г) мировая.
4. Какой вид культуры обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями?
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая;
г)контркультура.
5. Народная культура включает:
а) изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу;
б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы;
в) популярную и эстрадную музыку, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные «сенсации» и т.д.
г) строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1. Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. Какие основные направления и формы движения общества выделяют социологи?
а) прогресс и регресс; эволюция, реформы, революция;
б) прогресс; реформы и революция;
в) социальные изменения; прогресс и регресс;
г) прогресс и регресс; эволюция и реформы.
2. Социологи рассматривают социальные изменения в странах третьего мира с двух точек зрения – теории модернизации и теории мировой системы. Какие принципиальные различия в содержании этих теорий?
а) теория модернизации базируется на сходствах в процессе политического и экономического развития, а теория мировой системы исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь пройденный западными странами;
б) нет принципиальных различий;
в) теория модернизации исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными государствами, а сущность теории мировой системы состоит в том, что для всех обществ есть только один доминирующий путь развития, тот, которыми шли западные страны.
3. Какой источник конфликтов признается в социологии универсальным?
а) социальное неравенство;
б) наличие противоположных ориентаций;
в) идеологические причины;
г) несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон;
д) несовершенство человеческой психики.
4. Когда социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений?
а) когда он вовремя пресекается;
б) когда он предупреждается;
в) когда присутствует продвижение конфликта к разрешению;
5. Последствия социальных конфликтов можно подразделить на:
а) интегративные и дезинтегративные;
б) интегративные;
в) дезинтегративные.
Тема 10. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Когда политология оформилась как самостоятельная наука?
а) 40-е годы ХІХ в.;
б) 40-е годы ХХ в.;
в) 20-е годы ХХ в.;
г) 70-е годы ХІХ в.
2. Что является объектом изучения политологии?
а) политическая сфера общественной жизни;
б) социальные интересы;
в) общественное мнение;
г) общественные организации.
3. Какая функция политологии обеспечивает прирост знаний в политической реальности?
а) познавательная;
б) прогностическая;
в) нормативно-ценностная;
г) рационализации политической жизни.
4. Какой из методов политологии является прогностическим?
а) исторический;
б) системно-функциональный;
в) сравнительный;
г) факторный анализ;
д) политическая аналитика;
е) политическое моделирование.
5. Какой из методов политологии акцентирует внимание на политических явлениях и процессах во времени и пространстве?
а) исторический;
б) системно-функциональный;
в) сравнительный;
г) факторный анализ;
д) политическая аналитика;
е) политическое моделирование.
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1. В чем заключается сущность власти?
а) в праве подчиняться;
б) в праве повелевать;
в) в праве просить;
г) в праве договариваться.
2. Что включают в себя силовые ресурсы политической власти?
а) материальные ценности;
б) слои населения;
в) армию;
г) комплекс страха.
3. Что лежит в основе традиционного типа легитимности политической власти?
а) обычай;
б) закон;
в) индивидуальные способности правителя;
г) определенная историческая ситуация.
4. Для какого политического режима характерен плюрализм?
а) для авторитаризма;
б) для демократии;
в) для тоталитаризма;
г) для фашизма.
Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. По мнению Г.Алмонда, к базовой функции политических систем – функции «вывода» относится:
а) контроль за соблюдением норм;
б) артикуляция интересов;
в) политическая социализация;
г) политическая коммуникация.
2. Г.Алмонд разработал типологию политических систем. Он выделил следующие типы:
а) англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный и частично индустриальный, тоталитарный;
б) тоталитарный, авторитарный, демократический;
в) традиционные, харизматические, рациональные;
г) народные, бюрократические, согласительные, мобилизационные.
3. Что из следующего является главным и необходимым условием существования демократической политической системы?
а) выборность органов местного самоуправления;
б) наличие политических партий;
в) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти для политических лидеров;
г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.
4. Континентально-европейский тип политической системы отличается:
а) наличием в обществе разных политических культур;
б) двухпартийной системой;
в) президентской формой правления;
г) мобилизационной экономикой.
Тема 13. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА
1. Назовите признаки государства, определяющие его как особую форму организации политической власти, осуществляющую управление обществом:
а) единая территория, население, власть, налоги;
б) территория, население, власть, суверенитет;
в) единая территория, население, власть, суверенитет, наличие права, налоги;
г) территория, население, налоги.
2. На основании какого критерия все государства в мире подразделяются на монархии и республики?
а) функциональная направленность государства;
б) политический режим;
в) способ организации высшей власти;
г) устойчивость социально-политической жизни.
3. Какая главная особенность республиканской формы правления?
а) во главе республики президент;
б) во главе республики выборный парламент;
в) формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов.
4. Какой тип государства по национально-террито-риальному устройству преобладает в современном мире?
а) унитарный;
б) федеративный;
в) конфедеративный;
г) унитарно-федеративный;
д) союзный.
5. Гражданское общество это –
а) общество граждан;
б) этическое сообщество, живущее вне политики, по естественным законам;
в) совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на не воздействовать, общество автономных субъектов.
6. Когда впервые возникло гражданское общество?
а) существовало всегда;
б) в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США;
в) в конце ХХ века.
Тема 14. ПАРТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
1. Политическая партия - это
а) организация, образ действий которой
направлен на достижение определенных целей
в отношениях людей между собой;
б) институт, анализирующий совокупность
вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни;
в) форма
участия в делах государства, в определении его задач и содержания деятельности;
г)
достаточно устойчивое общественное
объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами,
убеждениями, целями и идеалами, выражающее политическую волю определенной
социальной группы общества или всего общества и ставящее пред собой задачу
овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих
программ.
2. Функция
партии как участника осуществления
государственной власти:
а) выявление и обоснование интересов
социальных групп общества, доведение их до сведения государственных органов и
органов местного самоуправления;
б) отражение интересов социальных групп
общества в политической идеологии и программе, развитие и уточнение
политической доктрины;
в) социально-политическое просвещение,
разъяснение массам сложившейся в обществе ситуации, внутренней и внешней
политики государства, действий политических лидеров, других участников
политического процесса и предлагаемой партией платформы действий, формирование
у граждан убеждений на основе партийной идеологии;
г) исполнение полномочий публичной власти в функционирующих
органах .
3. Институционализация политических партий
совершается
а) на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов, которые определяют статус организации в обществе;
б) на базе спонсорской помощи различных акционерных обществ, физических и юридических лиц;
в) на основе решений ООН, ЮНЕСКО;
г) ни один из ответов не верен.
4. Многопартийная система представлена
а)
«квазимногопартийностью»; монопартийностью;
б)
монопартийностью; бипартизмом;
в)
системой доминантной партии; мультипартийностью, бипартизмом.
Тема 15.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. Объектом политических отношений являются:
а) материальные блага (деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.д.);
б) нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его свобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и т.д.);
в) политическая власть, главным образом институты политической власти, связанные с ними политические ценности;
г) культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда (произведения литературы и искусства, изобретения, научные открытия, результаты духовного творчества, социального и бытового обслуживания и т.д.).
2. Какие типы политических процессов выделил немецкий социолог фон Визе?
а) объединяющие и разделяющие людей;
б) массовые и элитные;
в) внутри- и внешнеполитические;
г) воспроизводящие, стабилизационные, преобразующие.
3. Какой из видов политического кризиса означает фактическое прекращение Основного закона страны из-за утраты его легитимности?
а) правительственный;
б) парламентский;
в) конституционный;
г) внешнеполитический;
д) общенациональный.
4. Самым распространенным средством достижения примирения сторон является:
а) отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов;
б) применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам;
в) достижение компромисса между конфликтующими сторонами;
г) переговоры.
Тема 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
1. Какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в политическую элиту?
а) те, кто может быть примером поведения для других;
б) те, кто благодаря престижу нормативно определяет поведение людей;
в) те, кто участвует в нормотворчестве;
г) те, кто обладает обширными знаниями;
д) те, кто обладает влиянием на процесс принятия решений.
2. Какой способ существования политической элиты можно считать наиболее оптимальным для развития общества?
а) «увековечение» без обновления (Г.Моска);
б) увековечение» с обновлением (Г.Моска);
в) чистое обновление (Г.Моска);
г) острое противоборство кандидатов в политическую элиту;
д) отбор в элиту по социально-классовой принадлежности.
3. Какой тип лидерства выделен М.Вебером?
а) авторитарный;
б) харизматический;
в) активно-позитивный;
г) депрессивный.
4. Выделите функцию, отражающую сущность политического лидерства:
а) лидер направляет и организует действия группы для удовлетворения групповых потребностей;
б) политический лидер отражает определенные политические настроения, обыденное сознание связывает с ним свои надежды;
в) ориентация социальных групп на политическое уничтожение своих противников;
г) удовлетворение притязаний нескольких групп населения;
д) превращение целей и задач, стоящих перед обществом в конкретные программы и действия.
5. Выделите правовую основу механизма политического лидерства:
а) устав общественной организации;
б) религиозные предписания;
в) нравственные нормы;
г) устав политической партии;
д) лидерская программа.
Тема 17. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Классическое определение «баланса силы»:
а) описывает его как «метод сохранения стабильности в отношениях между государствами;
б) объясняет, что мир может быть достигнут только при силовом равновесии между конфликтующими государствами;
в) подразумевает, что периодически возникают очаги вооруженных конфликтов и войн;
г) все из названного.
2. Геополитика представляет собой:
а) «экстрасоциетальную» среду МО;
б) взаимосвязь между державной политикой государства и той географической средой, в рамках которой она осуществляется;
в) псевдонаучный неологизм, служащий для попыток оправдания стремлений к изменению европейского порядка, как орудие в борьбе за власть, пропагандистский инструмент;
г) совокупность материальных и духовных ресурсов государства, его потенциал, позволяющий ему добиваться своих целей на международной арене.
3. Основными признаками международных акторов являются:
а) важное и длительное влияние на МО;
б) участие в международных организациях;
в) самостоятельность в принятии политических решений;
г) признание со стороны других международный акторов.
4. И.Валлерстайн является автором:
а) теории «баланса сил»;
б) термина «национальный интерес»;
в) мир-системной теории;
г) типологии международных систем.
5. М.Каплан предложил выделить следующие типы международных систем (отметить неверное):
а) жесткая биполярная система;
б) система баланса сил;
в) имперская система;
д) иерархическая система.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001.
2. Глухова А.В. Политические процессы и политические процедуры. Воронеж: ВГУ, 2000.
3. История социально-политической мысли: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Глотовой. Воронеж: ВГТУ, 2000.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001.
6. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2002.
7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.
8. Политология. Учеб. пособие для технических университетов /Под ред. М.А.Василика. СПб., 1999.
9. Политология: Учеб. пособие /Под ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2004.
10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.., 2002.
11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
12. Радугин А.А., Радугин К.А. Политология. Учеб. пособие для вузов /Под ред А.А.Радугина. М., 2000.
13. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.
14. Социология: Учеб. пособие /Под ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2003.
15. Современные международные отношения. Учебник /Под ред. А.В.Торкунова. М., 2000.
16. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб пособие для вузов. М., 2000.