ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Для оценки собственных знаний по результатам тестирования по курсу «Социология и политология» студентам предлагаются верные ответы по каждой теме изучаемой дисциплины. Правильные ответы даны в краткой и развернутой форме. Развернутые варианты ответов помогут студентам не только оценить свои знания, но также восполнить их.

Ключ к тестам по «Социологии и политологии» можно использовать в процессе проверки остаточных знаний студентов.

Если студент ответил на все вопросы тестов, то получает оценку «отлично». Если на 80 %, то получает оценку «хорошо», если на 50 %, то оценку «удовлетворительно».

После изучения нескольких тем, преподаватель, проводя по ним тестирование, сам устанавливает за какое количество вопросов, какую оценку он будет выставлять.

 

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Вопрос 1: б) философия.

Социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру. Это проявляется в том, что социология придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. Так же, как и философия, социология изучает ценностно-смысловые ориентации человека в мире.

 

Вопрос 2: в) человеческое общество.

Социология изучает общество как целостный социальный организм, как социальную систему. В отличие от истории, например, социология не акцентирует внимание на датах и конкретных событиях. Она изучает наиболее общие социальные явления, присущие человеческому обществу: социальные отношения, социальные институты, социальные процессы.

 

Вопрос 3: а) Р. Мертон.

Идея разработки и термин «теории среднего уровня» принадлежат американскому социологу Р. Мертону. Такие теории исследуют, например, социальные общности, что привело к появлению социологии малых групп, социологии организаций, социологии толпы. На теоретическом и прикладном уровнях эти проблемы подробно не изучались.

 

Вопрос 4: б) интервью.

Метод опроса может проводиться с помощью анкеты или интервью. Различают несколько видов интервью: формализованное, свободное, фокусированное, телефонное. Целью интервьюирования является выяснение общественного  мнения по различным социальным проблемам.

 

Тема: ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

 

Вопрос 1: б) О. Конт.

Огюст Конт (1798-1857 гг.), французский философ, который впервые употребил название «социология» по отношению к новой науке, науке об обществе. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Его основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества».

 

Вопрос 2: в) Л.И. Петражицкий.

Л.И. Петражицкий (1867-1931 гг.), известен, прежде всего, своими трудами в области социологии права. Особенность общественной жизни он видел в том, что ее подлинную основу составляет психическое взаимодействие людей. Эмоциональная психология человека призвана объяснить мотивы человеческого поведения. Право он разделял на «официальное» (санкционированное государством) и «интуитивное» (переживаемое индивидом).

 

Вопрос 3: а) демократия.

По мнению древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры), демократия (образована от слов «демос» – народ и «кратос» - власть) это форма правления при которой большинство правит в интересах меньшинства. Минусы демократии: 1) права м6еньшинства ущемляются: 2) появляются демагоги, которые управляют толпой и узурпируют власть. Демократия неизбежно перерождается в тиранию.

 

Вопрос 4: в) Т. Гоббсу.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.),  английский философ, разработавший теорию общественного договора. Государство, по его мнению, есть результат заключенного между людьми общественного договора. Люди передают ему свои права, оно же защищает их интересы. Предпочтение он отдает абсолютной монархии. Основные работы: «О человеке», «Левиафан», «Философские основания учения и гражданине».

 

Вопрос 5: б) либерализму.

Б. Чичерин (1828 –1904 гг.), историк и философ. Он считал, что подчинение граждан государственной власти должно совершаться на основании закона. Закон защищает их свободу и определяет права и обязанности государственной власти. В его концепции либерализма главные положения – о гражданских и политических правах и свободах граждан. Основные работы: «История политических учений», «О народном представительстве» и др.

 

Вопрос 6: г) “Политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами”. Основателями марксистского учения выступают К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс. Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. В зависимости от отношения к средствам производства общество делится на классы (эксплуататоров и эксплуатируемых). Между классами существуют антагонистические противоречия, которые порождают классовую борьбу. Главный вопрос политики – вопрос о власти, т.е. какому классу принадлежит власть.

 

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Вопрос 1: б) интеллект.

Выделению людей из природного мира способствуют труд и общение, то есть коллективный характер деятельности. Взаимодействие между индивидами невозможно без интеллекта, который позволяет сохранить результаты совместного труда. Такие категории, как интеллект, сознание, духовность лежат в основе самосохранения человеческого общества.

 

Вопрос 2: г) 6-10 тыс. лет назад.

Именно в этот период появляются широкие и разнообразные связи между людьми. Возникают социальное расслоение; классы; многоуровневое управление обществом через государство. Начинают развиваться такие отрасли экономики, как скотоводство и земледелие, то есть производящий тип хозяйства.

 

Вопрос 3: г) Г. Спенсер.

Английский философ и социолог Г. Спенсер разработал в XIX веке учение о социальных институтах. Он полагал, что любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности. Социальные институты упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов.

Вопрос 4: в) семейный.

Основой всех социальных институтов является семья. На её примере чётко прослеживается процесс институционализации. Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением.

 

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

 

Вопрос 1: б) определенный способ взаимодействия, членство, групповая идентичность.

Американский социолог Роберт Мертон выделил три основные черты социальных групп:

1) определенный способ взаимодействия между их членами. Так, например, члены городских молодежных группировок вместе слоняются по улицам, совместно планируют будущие действия, защищают друг друга в случае нападения извне и т.д. Не менее важное правило состоит в том, что члены группы не должны общаться с «посторонними» в той же манере, что и со «своими», а тем более это относится к представителям конкурирующих группировок;

2) членство, чувство принадлежности к данной группе. Так, например, военные активно рекрутируют новобранцев, причем вступление в группу сопровождается специальным обрядом инициации, связанным с прохождением «курса молодого бойца» и принятием воинской присяги. Коллективное членство в военной корпорации подчеркивается воинской формой, знаками различия, всевозможными символами и ритуалами;

3) групповая идентичность с точки зрения посторонних. Например, футбольные фанаты «Спартака» идентифицируются фанатами других футбольных клубов именно как группа. Работники правоохранительных органов, сталкивающиеся с ними по долгу службы, также считают их достаточно сплоченной группой.

 

Вопрос 2: в) экспрессивная.

Экспрессивная функция социальных групп заключается в том, что они имеют своей целью удовлетворение эмоциональных потребностей своих членов, их стремления к социальному одобрению, уважению и доверию. Экспрессивные группы возникают стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки.

Вопрос 3: в) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам, а не умению выполнять определенные функции.

В организации основное значение придается не индивидуальным личным качествам, а умению выполнять определенные функции. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители – все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения по службе и субординацию независимо от личностных качеств.

 

Вопрос 4: в) М.Вебер.

Основные черты идеальной бюрократии выделил немецкий социолог Макс Вебер.  Среди них: 1) наличие иерархии власти, при которой  задачи в организации распределяются 5как «служебные обязанности». 2) установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. 3) должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Продвижение осуществляется на основе способностей, старшинства или смеси того и другого. 4) существует разделение между обязанностями должностных лиц внутри организации и жизнью вне ее. 5) никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она может справляться с задачами, для решения которых была создана. В то же время он признавал, что бюрократия создает проблему «канцелярщины», допускал, что бюрократические процедуры утомительны и препятствуют применению творческих способностей.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

Вопрос 1: а) власть, престиж, доход.

Главные критерии стратификации: престиж профессии, образования, доход, объем власти. Доход – совокупность денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Власть – способность принимать жизненно важные для общества решения. Престиж – уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия.

 

Вопрос 2: в) классы.

В открытых классовых обществах каждый человек может подниматься и опускаться по социальной лестнице, используя собственные способности и активность. В закрытых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал, общество исключает для него социальный подъем. Примером закрытого общества может служить кастовое общество в Древней Индии. Современные общества, классовые, относятся к открытым.  

Вопрос 3: а) уровень полученного образования.

Образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Институт образования всегда служил мощным каналом социальной циркуляции. Такой «социальный лифт» проходит по всем этажам и достигает верхних страт.

 

Вопрос 4: а) П.Сорокина.

П.Сорокин в работе «Человек. Цивилизация. Общество» выдвинул основные принципы стратификации. «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (население) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества», - утверждал автор.

 

Вопрос 5: б) средний класс.

Значительный средний класс, составляющий около 60 % населения страны, обеспечивает социально-политическую стабильность общества. Он служит социальной базой политической власти, поскольку политическая власть, государство стремится сохранить и расширить средний класс.

 

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Вопрос 1: г) пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена.

Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом. Пространственный контакт первоначальное звено формирования социальных взаимосвязей. Выделение того или иного человека из определенного пространства в соответствии с вашими потребностями (например, он обладает нужной информацией) называется контактом заинтересованности. Контакты обмена возникают, когда индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов.

 

Вопрос 2: б) ценностно-рациональное действие является наиболее массовым в обществе.

Действие индивида подчинено требованиям, в повиновении которым данный человек видит свой долг; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого, он полагается полностью на принятые им ценности.

 

Вопрос 3: б) от социального контакта к социальному действию и социальному взаимодействию.

Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию. Систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера называются социальным взаимодействием. Например, учебный, производственный процесс.

 

Вопрос 4. б) теория аномии.

Согласно теории аномии, автором которой является Э.Дюркгейм, возрастание количества девиации обусловлено такими периодами общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов.  Так бывает в кризисные времена глубоких реформ, революционных переворотов, когда рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм.

 

Вопрос 5. б) преступность, пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, азартные игры, самоубийство.

 

Тема 7. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Вопрос 1: г) социальное положение человека.

Социальное положение конкретного человека в общественной системе, его права, функции и обязанности, определяют социальный статус индивида. Каждый человек включен во множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет различные функции. Это свойство любого индивида.

 

Вопрос 2: б) совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Статусный набор включает как прирожденные, так и достижимые статусы личности. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество  ролей. В статусном наборе выделяют ведущий статус, который обусловлен профессией личности. Главный статус определяет человека социально.

 

Вопрос 3: Ч.Кули.

Ч.Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Такой процесс  важную роль играет в раннем развитии ребенка, поскольку выстраивается стабильная концепция собственной личности.

 

Вопрос 4: б) нуклеарный.

Нуклеарная семья включает супругов и детей, находящихся на их иждивении. Ее основу составляют мужчина и женщина, связанные брачными отношениями. Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитания подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

 

Вопрос 5: б)  семья.

Семья обеспечивает включение индивида в другие социальные структуры. От того, насколько плавно и без конфликтно осуществлялась социализация личности, зависит насколько комфортно будет чувствовать себя личность во взрослой жизни.

 

Тема 8. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Вопрос 1: а) язык, ценность, культурная норма

К базисным элементам культуры относятся язык, ценность, культурная норма. Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено. В фундаменте культуры лежат ценности. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться. Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры. Культурная норма – это правило, образец, стандарт поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

 

Вопрос 2: а) элитарную, народную, массовую.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов различают 3 формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, которые трудны для понимания неподготовленного человека. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танца и т.д. Массовая культура – феномен общества ХХ в. – включает кино, печать, поп-музыку, моду. Она создается профессиональными авторами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

 

Вопрос 3: б) духовная.

Для социологии интересна в первую очередь нематериальная, духовная культура, так как именно она играет определяющую роль в жизни общества. Объекты материальной культуры (строения, памятники и т.д.) могут быть разрушены в результате войны, катастрофы, но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной, духовной культуры невосполнима.

 

Вопрос 4: г) контркультура.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности и нормы, мало отличающиеся от общепринятых, но обязательные для исполнения только по отношению к «своим», (на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство («блатные» песни, например).

 

Вопрос 5: б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни танцы.

Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Еще одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

 

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

 

Вопрос 1: а) прогресс и регресс; эволюция, реформы, революция.

Прогресс и регресс, по мнению социологов, это два направления развития общества. Эволюция, реформы,  революция – основные формы движения общества. Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Регресс чаще носит локальный характер, т.е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных периодов.  Прогресс и регресс зачастую переплетаются. Так, в России в 1990-х гг. регресс проявился в спаде производства, снижении уровня жизни многих россиян, в росте преступности. Очевидные «метки» прогресса – начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан и другое.

 

Вопрос 2: а) теория модернизации базируется на сходствах в процессе политического и экономического развития стран, а теория мировой системы исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь пройденный западными странами.

Теория модернизации основана на гипотезе о том, что есть только один доминирующий путь развития – тот, которым шли развитые западные страны. Поэтому общества должны сближаться. Такое сближение обществ на основе модернизации получило название конвергенции.

Согласно теории мировой системы все страны можно поделить на центр, периферию и полупериферию. Центр доминирует в мировой экономике и эксплуатирует другие социальные и экономические системы. Периферия снабжает центр сырьем. Полупериферия состоит из регионов, которые находятся где-то посередине между эксплуатирующим и эксплуатируемым секторами экономики. Страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными странами, прежде всего, вследствие закрепившегося международного, географического разделения труда.

 

Вопрос 3: г) несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон.

Потребности людей велики и постоянно растут. А возможности для их удовлетворения всегда ограничены.  Не случайно, поэтому, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем чаще и острее в нем конфликты между людьми.

 

Вопрос 4: в) когда присутствует продвижение конфликта к разрешению.

Только продвижение конфликта к разрешению, а не пресечение определяет его конструктивную значимость,  и в этом смысле социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений.

 

Вопрос 5: а) на интегративные и дезинтегративные.

Их интегративная функция состоит в том, что они дают сигнал о неблагополучии в обществе, обнаруживают назревающие проблемы в нем, вскрывают «узкие месте» и т.д. Тем самым стимулируется индивидуальная и групповая активность в  исправлении недостатков, предотвращается застой в обществе.

Дезинтегративная роль социальных  конфликтов проявляется в разрушении социальных связей, дезорганизации жизни людей, создании стрессовых ситуаций. Таким образом, конфликты играют противоречивую роль в обществе. И нормальным состоянием надо, очевидно, считать не разлад, а согласие в обществе.

 

Тема 10. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Вопрос 1: б) 40-е годы ХХ в.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.

 

Вопрос 2: а) политическая сфера общественной жизни.

Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических, иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.

 

Вопрос 3: а) познавательная.

Политология обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов.

 

Вопрос 4: е) политическое моделирование.

Этот метод состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучений их моделей. Системное моделирование активно применяется для анализа избирательных компаний, а так же для прогнозирования политических процессов.

 

Вопрос 5: а) исторический.

Широко используется в политологии исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

 

ТЕМА11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Вопрос 1: б) в праве повелевать.

Сущность власти заключается в праве и возможности одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; в способности и возможности одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

 

Вопрос 2: в) армию.

К силовым ресурсам относятся армия, полиция, суд, прокуратура. Они выполняют функции обеспечения обороны страны, безопасности политической власти, охраны внутреннего порядка. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы политическая власть использует постоянно.

 

 

Вопрос 3: а) обычай.

К исторически первому типу легитимности относится традиционный. Он характерен для монархической формы правления, при которой передача власти осуществляется  по соответствующим канонам престолонаследия. Право наследования престола освящено древними обычаями, указывающими, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей.

 

Вопрос 4: б) для демократии.

Политический плюрализм является неотъемлемой чертой демократии. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы, существование на законных основаниях политической оппозиции.      

 

Тема12.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

 

Вопрос 1: а) контроль за соблюдением норм.

Г. Алмонд выделил две группы функций политической системы: функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся: политической социализации и привлечения к участию; артикуляции интересов; агрегирования интересов и политической коммуникации. К функциям «вывода»: разработка норм-законов, принятие норм и контроль за их соблюдением.

 

Вопрос 2: а) англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный и частично индустриальный, тоталитарный.

Г. Алмонд разработал типологию политических систем. В качестве основания типологизации он положил тип политической культуры.

 

Вопрос 3: г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.

Демократический политический режим, несмотря на различие моделей, характеризуется следующими свойствами: гарантированный доступ к политическим институтам, всеобщее избирательное право, контроль представительных институтов за деятельностью правительства, согласие большинства общества относительно политических норм и процедур, автономия личности, демократическая политическая культура.

 

Вопрос 4: а) наличием в обществе разных политических культур.

Континентально-европейский тип политической системы свойственен для Италии, Франции, Германии и других европейских стран. Для этого типа характерна многопартийность, плюралистичность политических культур, обращение к прямой демократии (референдумы), популизм.

 

Тема 13. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

 

Вопрос 1: в) единая территория, население, власть, суверенитет, наличие права, налоги.

 

 Вопрос 2: в) способ организации высшей власти.

Под формой государственного правления принято понимать организацию верховной государственной власти, ее структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

Разновидности монархий: абсолютная и конституционная.

Разновидности республик: парламентская, президентская, смешанная.

 

Вопрос 3: в) формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов.

В Российской Федерации избираются Государственная Дума, Президент РФ, органы государственной власти в субъектах федерации. И назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Так, например, кандидатуру на пост  Председателя Правительства РФ предлагает избранный народом Президент РФ, а утверждает сформированная в результате всеобщих выборов Государственная Дума.

 

Вопрос 4: а) унитарный.

Большинство государств в мире являются унитарными, территориально крупные государства принимают федеративную форму государственного устройства.

 

Вопрос 5: в) гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать, общество автономных субъектов.

Главным действующим лицом гражданского общества является личность, обладающая правами и обязанностями, способная защищать свои права и ответственная за свои действия.  Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют самостоятельно и свободно, исходя из своих интересов и желаний, а не предписаний государства.

 

Вопрос 6: б) в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США.

Гражданское общество зарождалось и развивалось постепенно. На протяжении многих веков государство подавляет общество и личность. В феодальных сословно-иерархических обществах отношения между людьми жестко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, крестьянскими общинами и т.д.). В результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США произошло уничтожение сословных привилегий, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, обеспечению равенства граждан перед законом. Все это создало предпосылки для формирования в этих странах  гражданского общества.

 

Тема 14. ПАРТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Вопрос    1:    г)    достаточно    устойчивое    общественное

объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами, убеждениями, целями и идеалами, выражающее политическую волю определенной социальной группы общества или всего общества и ставящее пред собой задачу овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих программ.

Термин  «партия» в переводе с латинского («partio») означает «часть», «дело». Партии как организации играют ведущую роль и занимают центральное место среди  общественных объединений, организаций и движений, также входящих в политическую систему общества.

 

Вопрос 2: г)  исполнение  полномочий публичной власти в функционирующих органах государственной власти и местного самоуправления (деятельность партийных лидеров как глав государств, правительств, работа партийных фракций в парламентах и др.)

 

Вопрос 3: а) на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов, которые определяют статус  организации в обществе;

Процесс институционализации политических партий включает реализацию формальных и материальных требований. Формальные требования включают наличие собственных наименований, эмблемы партии.

К материальным требованиям относятся принципы организационного построения и функционирования партии. Как правило, современное законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах. Не допускается отказ в принятии в нее или исключение из нее по принципу национальной принадлежности, пола или расы.

 Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партии. Партия должна регулярно обнародовать основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходовании денежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает ограничения  в деятельности политических партий. Государственные  нормы  требуют, чтобы устав и программа партии не противоречила конституции.

 

Вопрос 4:  в) системой доминантной партии, мультипартийностью, бипартизмом.

Многопартийные системы наиболее распространены и существуют во многих странах мира. Многопартийные системы можно назвать подлинными, если партиям обеспечена реальная возможность борьбы за государственную власть, за участие в системе органов законодательной, исполнительной, судебной власти государства. Это конкурентные состязательные партийные системы.

При рассмотрении этого типа партийной системы можно выделить систему с доминантной партией. Она отражает процесс длительного использования партией институтов государственной власти.

Доминантными партиями можно назвать Либерально-демократическую партию в Японии, Христианско-демократическую партию в Италии. Доминантные партии функционировали в Швеции, Мексике, Египте.

Двухпартийная система (бипартизм) означает, что две партии меняют друг друга в органах государственной власти в результате, как правило, очередных выборов. В обществе могут существовать и другие партии, но они не являются господствующими политическими силами.

Классическим примером двухпартийной системы может служить взаимодействие очень близких по своим социально-политическим и идейным основам Демократической и Республиканской партий в США. Двухпартийная система утвердилась в Великобритании, Австралии, Турции, Венесуэле.

Мультипартийные системы предполагают конкуренцию нескольких (трех, четырех  и более) партий, возможность их участия  в органах государственного управления в результате победы на выборах. Мультипартийная система сложилась в Бельгии, Нидерландах, Дании.

 

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Вопрос 1: в) политическая власть, институты политической власти, связанные с ними политические ценности.

Объектом политических отношений являются политическая власть, главным образом институты политической власти, связанные с ними политические ценности. Участие или неучастие в политике, принятие или непринятие людьми господствующих ценностей, конфронтация или сотрудничество между членами общества, возникающие в ходе политического участия, политические требования или поддержка властей, политические ожидания и претензии – все это характеризует отношение людей к политической власти.

 

Вопрос 2: а) объединяющие и разделяющие людей.

Немецкий социолог фон Визе выделил 2 типа политических процессов: объединяющие и разделяющие людей. Примером политических  процессов первого типа является формирование партий, заключение различных союзов и т.п., второго типа – конфликты.

 

Вопрос 3: в) конституционный.

Конституционный кризис означает фактическое прекращение Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или принятии новой Конституции.

 

Вопрос 4:  г) переговоры.

Самым распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров (нередко длительном) стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. Переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность «нечестных трюков» соперника. Переговорный процесс основан на специальной технологии «торга», т.е. использовании специфических приемов, позволяющих сохранить исходные позиции или достичь преимущества, добиться взаимопонимания оппонентов или завести их в тупиковое русло, обеспечить односторонние преимущества или взаимное удовлетворение сторон.

 

Тема 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

Вопрос 1: в) те, кто участвует в нормотворчестве.

Политическая элита включает группу законодателей, участвующую в нормотворчестве. Политическая элита представляет собой необходимую составную часть любой социальной структуры общества, осуществляющую функции управления. Политическая элита принимает важнейшие политические решений, она определяет способы согласования и представительства интересов различных групп населения.

 

Вопрос 2: в) чистое обновление (Г.Моска).

Наиболее оптимальным для развития общества считается такой способ существования политической элиты как «чистое обновление». Система формирования элит и способ их существования в обществе зависит от партийной системы, политических традиций, уровня социального неравенства и т.д.  Но необходимым условием является возможность «чистого обновления» элит на основе права.

 

Вопрос 3: б) харизматический.

Харизматическое лидерство основано, по мнению М.Вебера, на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Особенность харизматического лидерства состоит в том, что оно лишено каких-либо объективных оснований (не опирается на закон или традицию), а существует благодаря исключительным качествам лидера, вере в него.

 

Вопрос 4: д) превращение целей и задач, стоящих перед обществом в конкретные программы и действия.

Одной из важных функций политического лидерства является прагматическая, так как обеспечивает включение большой части населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом.

 

Вопрос 5: г) устав политической партии.

Устав политической партии и правовая база в основном создают условия для формальной номинации лидера. Складывается своеобразный нормативно-операционный кодекс политического лидерства и формализуется деятельность политика по управлению обществом в рамках существующих институтов.

 

Тема 17. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Вопрос 1: а) описывает его как «метод сохранения стабильности в отношениях между государствами». «Баланс сил» - концепция в рамках реализма. Система баланса сил возникает на основе противопоставления одних национальных интересов другим. Мир между государствами понимается как равновесие в распределении сил между государствами в рамках этой системы.

 

Вопрос 2: б) взаимосвязь между державной политикой государства и той географической средой, в рамках которой она осуществляется. Геополитика – это одно из направлений в рамках политических исследований в международных отношениях. Здесь мощь государства рассматривается исходя из его территории,  географического положения, климата, границ, ресурсов и т.д.

 

Вопрос 3:  г) признание со стороны других международных акторов. К международным акторам можно относить государства, межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, движения, и, даже, индивидов (Мать Тереза). Для успешной их деятельности необходимо признание со стороны других акторов, с которыми они взаимодействуют.

 

Вопрос 4: в) Мир-системной теории. И. Валлерстайн представитель неомарксизма. Он разработал мир-системную теорию, которая исходит из того, что мир делится не только на государства, но и на классы. В результате произошло расслоение стран в зависимости от экономических показателей на центр, периферию и полупериферию. Центр доминирует экономически и политически, развивается он за счет остальных.

 

Вопрос 5: в) Имперская система. Морис Каплан разработал типологию международных систем. Он выделил 6 типов из которых только два существовали в реальности: система единичного вето (каждый актор располагает возможностью блокировать систему), система баланса сил (мультиполярная, где не менее 5 великих держав), гибкая биполярная система (среди акторов – государства, блоки, международные организации), жесткая биполярная система (два строго иерархизированных блока), универсальная система (федеративная организация мира, где главную роль играют универсальные организации типа ООН), иерархическая система (мировое государство, национальные государства становятся территориями, которыми управляет одно наиболее сильное).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001.

2. Глухова А.В. Политические процессы и политические процедуры. Воронеж: ВГУ, 2000.

3. История социально-политической мысли: Учеб. пособиеод ред. В.В.Глотовой. Воронеж: ВГТУ, 2000.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001.

6.  Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2002.

7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

8. Политология. Учеб. пособие для технических университетовод ред. М.А.Василика. СПб., 1999.

9. Политология: Учеб. пособиеод ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2004.

10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.., 2002.

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Политология. Учеб. пособие для вузов /Под ред А.А.Радугина. М., 2000.

13. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузовтв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

14. Социология: Учеб. пособиеод ред. И.А.Обертяевой. Воронеж: ВГТУ, 2003.

15. Современные международные отношения. Учебникод ред. А.В.Торкунова. М., 2000.

16. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб пособие для вузов. М., 2000.

 

Hosted by uCoz