Отечественная
история
Отечественную
историю преподают в соответствии с Госстандартом
2 профессора,
2 доцента,
2 старших
преподавателя и один ассистент.
Данная
учебная дисциплина изучается на 1-ом
курсе всех факультетов и всех форм обучения
(дневной, вечерней и заочной); читаются
лекции, проводятся семинарские занятия.
Объем составляет
68 час.
Целью
преподавания Отечественной истории является
изучение важнейших процессов общественно-политического
развития России с древнейших времен
до наших дней на фоне истории мировой
цивилизации.
При
этом предполагается решение следующих
задач: показать место рооемив мировой
цивилизации; охарактеризовать основные
события, показать роль выдающихся исторических
деятелей, помочь студентам в их попытках
обосновать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому
прошлому содержание дисциплины "Отечественная
история".
ВВЕДЕНИЕ
Сущность,
формы, функции исторического знания;
методы и источники изучения истории;
понятие и классификация исторического
источника; отечественная историография
в прошлом и настоящем; общее и особенное;
методология и теория исторической науки;
история России как неотъемлемая часть
истории.
Тема
1. РУСЬ,
РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОСНОВНЫЕ
ВЕХИ
Великое
переселение народов. Происхождение славян.
Восточные славяне в VI-IХ
вв. Особенности возникновения государственности
у славян. Образование Древнерусского
государства. Норманнская
теория. Древняя Русь и кочевники. Византийс-ко-древнерусские
связи. Особенности социального строя
Древней Руси. Принятие христианства.
Эволюция восточнославянской государственности
в XI-ХII
вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Социально-политические изменения в русских
землях в ХIII-ХV
вв. Русь и средневековые государства
Европы и Азии. Специфика формирования
единого российского государства. Возвышение
Москвы. Формирование сословной системы
организации общества. Реформы Петра
1. Политика
"просвещенного абсолютизма" в России.
Предпосылки и особенности складывания
российского абсолютизма.
Особенности
и основные этапы экономического развития
России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России.
Мануфактурно-промышленное производство.
Тема
2. СТАНОВЛЕНИЕ
ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Промышленная
революция в России. Переход промышленности
к фабрике. Объективная необходимость
отмены крепостного права. Общественная
мысль и особенности общественного движения
России XIX
в. Буржуазные реформы 60-70-х годов.
Русская культура XIX в.
и ее вклад в мировую культуру.
Тема
3. РОССИЯ
В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕФОРМ
(КОНЕЦ XIX
в. - ФЕВРАЛЬ
1917 г.)
Роль
XX столетия
в мировой истории. Глобализация общественных
процессов. Россия в начале XX
в. Революция 1905-1907
гг. Классы и партии в революции. Столыпинские
реформы. Россия в условиях мировой войны
и общенационального кризиса. Февральская
буржуазно-демократическая революция
1917 г.
Тема
4. РОССИЯ
НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПОВОРОТЕ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
События
Октября 1917
г. Установление власти Советов. Первые
социально-экономические и политические
преобразования в советской России. Гражданская
воина и интервенция, их результаты и
последствия. Социально-экономическое
развитие страны в 20-е годы. Переход
к НЭПу и его первые результаты. Образование
СССР. Культурная жизнь страны в 20-е
годы. Внешняя политика. Социально-экономические
преобразования в 33-е годы. Усиление
режима личной власти Сталина.
Тема
5. ВТОРАЯ
МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
СССР
накануне и в начальный период Второй
мировой войны. Великая Отечественная
война. Мобилизация сил страны на разгром
врага. Итоги и уроки Второй мировой
и Великой Отечественной войны. Социально-экономическое
развитие, общественно-политическая жизнь,
культура, внешняя политика СССР в послевоенные
годы.
Тема
6. СОВЕТСКОЕ
ОБЩЕСТВО В 50-е -
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ: ОТ РЕФОРМ
К СТАГНАЦИИ
НТР
и ее влияние на ход общественного развития.
Научно-техническая политика СССР в условиях
НТР. Начало демократизации советского
общества. Реформаторская деятельность
Н.С.Хрущева. Противоречивые тенденции
в развитии советского общества во второй
половине 60-х
- начале
80-х годов. Поиск путей интенсификации
экономики. Экономическая реформа
1965 г.
Причины ее неудачного исхода. Усиление
командно-административных методов в
экономической политике 70-х годов. Нарастание
застойных явлений в экономике. Социальная,
духовная и политическая жизнь эпохи
застоя.Внешняя
политика советского государства.
Тема
7. РОССИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТ ПОПЫТОК МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ -
К СМЕНЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
(1985
г. -
ПО Н.В.)
Глобальные
проблемы современности, их влияние на
развитие человечества. Советское общество
в середине 80-х годов. Кризисное состояние
экономики. Невосприимчивость системы
хозяйства к НТР. Стадиальное отставание
от развитых стран. Объективная необходимость
модернизации страны. Поиск путей реформирования
страны на основе исторически сложившейся
модели общества. Усиление кризисных
явлений в развитии страны в конце 80-х
годов. Расстановка социально-политических
сил в стране после августовских событий
1991 г.
Распад СССР, образование СНГ. Обострение
межнациональных отношений в России.
Октябрьские события 1993
г., становление
новой российской государственности.
Современные экономические реформы в
России, их противоречия и трудности.
Внешнеполитическая деятельность России
в условиях новой геополитической ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия
и мир в условиях перехода к постиндустриальной
цивилизации. Новые явления в экономической,
социальной и политической жизни. Перспективы
России на новом этапе развития человеческого
общества.
контрольные
вопросы
|